Не искоренение каких-либо качеств, а скорее их трансформацию через определенную сакрализацию тех объектов мира, к которым существует привязанность, предлагает тантра йога. Именно поэтому многие учения не смогли отказаться от тантрического подхода.
В свое время многие буддисты приняли идею о том, что нирвана не где-то далеко от мира страданий, а присутствует именно в этом мире. Самое необычное, все , что необходимо - это поменять представления о мире, наполнить его духовным восприятием.
Говоря о тантрической содхане, конечно, невозможно обойти стороной и тему, ныне тревожащую умы многих людей. И даже заставляющую некоторых воспринимать тантру как систему, потакающую аморальным формам поведения.
Речь идет о практике под названием тантра «левой руки», или вамачара. Эта тантрическая практика также известна как панчамакара (пять удовольствий) или «5М»: мудро (поедание прожаренных зерен), мачли (поедание рыбы), мамсо (поедание мяса), модья (питие вина) и майтхуна (половой акт).
Но для начала нужно разобраться в том, что это такое на самом деле и почему тантрики используют практики такого рода, хотя подчеркну: далеко не все, и часто эти элементы заменяются. Почему они заменяются? Именно потому, что ритуал «5М» имеет целью не просто наслаждение желудка и гениталий, а является своеобразной пуджей, практикой поклонения Богу.
Существует дакшиначарское поклонение, когда вы почитаете Бога в каменной статуе, в янтре, с помощью вживления энергии в этот объект (пранапратиштха) и призыва туда Бога с последующим богопочитанием. Существует также ва-мачарский ритуал, когда тантрик осуществляет подобную пранапратиштху в теле другого человека противоположного пола, символизирующего аспект Абсолюта. Так, если тантрик мужчина, то он призывает в женщину Богиню, а на себя медитирует как на Бога Шиву. В соитии они пытаются пережить единую трансцендентную реальность, а так как реальность является для них микрокосмическим процессом, через него они ознют единство всего во всей вселенной и достигают недвойственного состояния сознния. Во время такого ритуала тантрик стрется поглотить в недвойственном состоянии пять элементов, олицетворяющих связь пятью формами наслждения в виде вина, мяса и всего того, что считается во многих религиях источником греха.
Итак, тантрик символически поедает демонов, порожденных нашим двойственным восприятием мира. Можно сказать, что они уничтожаются нашим расширяющимся сознанием, и это сознание становится сознанием Бога, единым с ним сверхсознанием.
Такого рода обряды может практиковать только тот, у кого доминируют духовные мотивации и кто желает превзойти свои мирские привязанности и ограниченные представления.
Вамачарская тантра не является, как практика, результативной, если она не ведет к пробуждению Кундалини-шакти, которая есть не что иное, как Четана-шакти, наше дремлющее сознание. При пробуждении оно поднимается из низших планов бытия в высшие. Кунда-лини по центральному каналу сушумна доходит до пространства, расположенного над макушкой головы.
Тантрик испытывает истинное блаженство, неограниченное временем и пространством, он достигает полного духовного освобождения и осознания себя как вечного безграничного сознания. В йогической традиции эти пять наслаждений, используемые тантриками «левой руки» {каулы), носят более внутренний характер.
Например, секс, с позиции йогина, означает соединение энергии Кундалини со сверхсознанием в макушке головы - это и есть истинное соитие. Когда йогин испытывает блаженство во время такого соединения, он становится опьянен нектаром бессмертия, что и означает принятие вина и так далее.
Таким образом, йога, которую практикуют натхи, является тантрической: она направлена на то, чтобы пробудить Кундалини-шакти и достичь кайвальянанды (духовного освобождения в состоянии вечного блаженства). При этом реализуется единство йоги как практики тапасо и бхоги (наслаждения), в результате чего практикующий наполняется нектаром недвойственного состояния и становится существом, освобожденным при жизни {дживанмуктой).
Тантрики, как и истинные йогины, не отрицают тело, считая его - держиваются мнения только для того, чтобы потом оставить и уйти в некую абстрактную нирвану. Напротив, тантра, как и йога натхов - это путь преображения своего телесного восприятия и самого тела. Натха-йогины, которые, по сути, представляют одно из тантрических духовных направлений, назвали путь преображения нечистого тела в божественное кайя-садханой.